Физико-химические свойства моторных масел

Физико-химические свойства моторных масел
Физико-химические свойства моторных масел

Основные физико-химические свойства моторных масел


Для того, чтобы определить качество и свойства моторного масла, можно использовать целый ряд методов: от сравнения физико-химических свойств, специальных лабораторных исследований и испытаний на двигателях до продолжительных и дорогих эксплуатационных исследований.

Наиболее популярным и часто используемым является метод оценки основных физико-химических свойств. Для моторных масел существует ряд анализов, которые позволяют точно определить качество масла и зачислить его в соответствующий класс с точки зрения качества и вязкости.

Основные физико-химические свойства моторных масел:

-реологические свойства (вязкость при низких температурах – ниже нуля, вязкость при высоких температурах, индекс вязкости, температура текучести, граничная температура подвижности), - температура вспышки
- испаряемость согласно NOACA
- щелочное число (TBN)
- пенообразовательность




Охлаждение двигателя


Согласно популярному мнению ответственным за вывод тепла, образующегося в процессе работы двигателя, является система охлаждения. На самом деле, эта система удаляет около 60% тепла, остальная часть удаляется другими путями. Система охлаждения, выводит тепло только из верхней части двигателя, например с головки, стенок цилиндров. Шатунные поршни, толкатели и другие элементы нижней части двигателя, охлаждаются циркулирующим в двигателе моторным маслом.

Масло в двигателе после достижения нормальных условий работы разогревается до температур:

- в масляном картере 85-130 град.
- в области первой канавки 220-230 град.
- в районе коренных подшипников 120-160 град.

Как видно, масло поддается сильным колебаниям температуры, что ускоряет его старение и окисление. Для того, чтобы ограничить этот процесс, в масло добавляются антиокислительные присадки. С другой стороны, для того, чтобы вывести максимальное количество тепла, необходимо содержать в циркуляции большое количество масла.

В современных двигателях существует система охлаждения моторного масла. В современных конструкциях двигателей, при постоянно уменьшающихся объемах масляного картера, необходимым является содержание масла и картера в чистоте для того, чтобы обеспечить полную масляную циркуляцию.

Уплотнение камеры сгорания


Поверхности стен цилиндров и поршневых колец никогда не бывают идеально гладкими. В результате этого появляются трудности с соответствующим давлением в камере сгорания, а также продувка выхлопных газов в картер двигателя. Также здесь вспомогательную роль играет моторное масло, которое исполняет функцию дополнительного уплотнителя. Масляный «фильм» на поверхности стенок цилиндра, кроме уменьшения трения уплотняет камеру сгорания. Безусловно, для того, чтобы такой «фильм» мог сыграть свою роль, он должен характеризоваться соответственной толщиной и прочностью на очень большие напряжения срезания, характерные в районе верхнего кольца.

Свойством масла, отвечающим за прочность «фильма», является его вязкостная характеристика.

Температура текучести


Температура текучести – это минимальная температура, при которой масло находится на границе потери текучести, оставаясь все же жидкостью. Часто встречается понятие температура застывания масла. Это понятие использовалось раньше и определяло температуру, при которой масло переходило в твердое состояние, теряя при этом все свои эксплуатационные свойства. С практической точки зрения этот параметр имеет значение при складировании масла и манипуляции им.

Температура вспышки


Температура вспышки – это минимальная температура, при которой в четко определенных условиях происходит воспламенение паров масла от внешнего источника огня. С физической точки зрения отвечает она температуре, при которой давление паров масла равно около 8 мм Нg. С химической точки зрения она говорит о присутствии в масле низкокипящих углеводородов, что может привести к потерям во время его работы в двигателе. Потери в результате испарения ведут к увеличению количества образующихся нагаров и лаков (из сожженных паров масла), а также к увеличенной токсичности выхлопных газов.

Когда температура вспышки масла, эксплуатируемого в двигателе, падает, тогда это однозначно свидетельствует о попадании в масло топлива. Моторные масла характеризуются температурой вспышки от 200оС до 250оС.

1 комментарий :

  1. Анонимный20:32

    Очередная очень интересная статья от российского блогера bmwservice про низкотемпературные свойства масел:

    http://bmwservice.livejournal.com/236983.html

    ОтветитьУдалить

Введите свой email address:

Delivered by FeedBurner