Динамическая и кинематическая вязкость моторного масла

вязкость моторного масла
вязкость моторного масла

Вязкость – внутреннее трение, возникающее между молекулами жидкости при их перемещении под воздействием внешней силы.







Вязкостная характеристика моторного масла

 Основным физико-химическим свойством моторного масла и одновременно определяющим его применение, является вязкостная характеристика.


В эту характеристику входят:
 -вязкость при низких и высоких температурах,
 - индекс вязкости




Вязкость моторного масла является мерой внутреннего трения жидкости. В технике существует два вида вязкости:
- динамическая вязкость,
 - кинематическая вязкость.

Динамическая вязкость моторного масла


Динамическая вязкость моторного масла равна 1 Па сек (1 Паскалесекунда), если сила, необходимая для перемещения слоя жидкости с площадью 1 см2 по соотношению к другому такому же слою, который находится на расстоянии 1 см со скоростью 1 см/сек., равна 1 дине. Основной единицей измерения динамической вязкости является Poise (1P). Это очень большая единица, поэтому на практике пользуются единицей в сто раз меньше, то есть 1 centiPoise (1 cP).

 На практике чаще пользуются понятием кинематической вязкости.

 Кинематическая вязкость моторного масла


Кинематическая вязкость это отношение динамической вязкости моторного масла к его плотности. Безусловно, как динамическая вязкость, так и плотность должны определяться при той же температуре. Единицей кинематической вязкости является 1 Stokes (1 St) Это очень большая единица, поэтому на практике пользуются единицей в сто раз меньше 1 cеntiStokes (1 cSt)

В существующей классификации единиц СИ, единицами вязкости являются:
 -для динамической вязкости 1 Паскалесекунда (1 Па сек) 1 Па сек. = 1 Р 1 миллиПаскалесекунда (1 мПа сек) 1 мПа сек. = 1 сР
 - Для кинематической вязкости 1 мм2 /сек 1 мм2 /сек = 1 cSt (вязкостью 1 cSt обладает вода при температуре 4оС)

Вязкость моторного масла меняется при изменении температуры. Вместе с увеличением температуры вязкость моторного масла уменьшается, и наоборот. Мерой тенденции к изменению вязкости моторного масла при изменении температуры является индекс вязкости (ИВ или ІV).

 Индекс вязкости


Индекс вязкости устанавливается на основе вязкости моторного масла определенного в двух температурах: 40оС и 100оС. Этот индекс является безразмерной единицей. Чем выше индекс вязкости, тем меньше изменение вязкости при изменении температуры. Принимая во внимание большой разброс температур, в которых работает моторное масло в двигателе ( начиная с минусовых температур во время запуска двигателя зимой, до температуры 220-230 оС), рекомендуется, чтобы у моторного масла был как можно больший индекс вязкости.

Чистые минеральные моторные масла обладают индексом вязкости 85-105, а у синтетических моторных масел индекс вязкости выше 120.

 Классификация моторных масел по sae


 Вязкость моторного масла при температуре 100оС является основой для вязкостной классификации моторных масел, разработанной Society Automotive Engineers, SAE J300MAR93. Эта классификация распространена во всем мире и является одним из основных критериев при оценке масла.

С очень большим приближением можно сказать, что вязкость моторного масла при температуре 100оС соответствует средней вязкости масла в процессе нормальной эксплуатации двигателя. Вторым элементом этой классификации является вязкость моторных масел при минусовых температурах. Условно принято, что граничная величина это температура, при которой масло достигает вязкость 3500 сР. На самом деле, это самая низкая температура, при которой не возникают проблемы с запуском двигателя.

Очередной низкотемпературной чертой моторных масел по классификации SAE является крайняя температура подвижности. Это температура, при которой масло достигает вязкость 30 000 сР. После достижения этой температуры масло теряет способность подвижности.

19 комментариев :

  1. Анонимный18:23

    Этот известный российский блогер-знаток моторов и масел тоже пишет про вязкость масел:

    http://bmwservice.livejournal.com/19592.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Армия и гсм22:57

      Да статья объемная и интересная, много полезной информации про моторрные масла.

      Удалить
    2. Анонимный19:57

      Да, после такой подробной разборки моторных масел, ват трудно будет в вашем блоге что-то добавить. )))
      На самом деле, обычным обывателям - чайникам-автолюбителям не нужно знать про все эти сантипуазы и сантистоксы, а заливать то масло, которое рекомендовано в инструкции автомобиля. Блогер bmwservice утверждает, что в общем и в целом для "усреднённой" машины можно лить масло 10W-40.

      Удалить
    3. Анонимный19:59

      Не по теме - здесь интересное интвервью Латыниной про Украину. У вас действительно теперь ситуация примерно такая, как она описала ?

      http://echo.msk.ru/programs/code/1744586-echo/

      Удалить
    4. Армия и гсм22:52

      Если перевести на советские ГОСТы 10W-40 это 4з/14. Масло всесезонное: 4з для зимы, 14 для лета. Самое ходовое масло во времена СССР было М6з/10В, по sae 20W-30. Думаю, что 20W/30 более универсальное, можно использовать как в в грузовых, так и легковых автомобилях всесезонно

      Удалить
    5. Армия и гсм23:02

      В Украине много внутренних проблем, в том числе воровство и корупция. И борьба с этим злом идет пока медленно.

      Удалить
  2. Анонимный8:34

    Некорректно сравнивать автомоторы времён СССР (фактическая конструкция 1960-х годов, т.е. карбюраторные, с большими допусками по зазорам поршнево-распредвальной системы, низкие рабочие температуры) с современными моторами (прямой впрыск, многие турбинные, форсированные, рассчитанные на высокие скорости, минимальные кольцевые зазоры, высокие температуры и пр.). 20W будет для таких моторов (в европейской части) будет слишком вязким зимой.
    Для южных широт, как Азербайджан, где круглый год в основном мягкий климат и низкие температуры бывают очень редко, 20W можно использовать. В инструкции по эксплуатации моего Ниссан Кашкай как обычное масло указано 5W-30, а для климатическо-температурного интервала Азербайджана, аж 20W-50 !, правда, синтетическое. Масло с таким же индексом вязкости, но минералку, я заливал в свои Жигули ещё лет 10 назад.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Армия и гсм13:43

      Согласен с Вами, просто М6з/10В (20W/30) это класика, конечно больше для старых марок, но эта марка до сих пор основная в украинской армии для автомобилей легковых так и грузовых (кроме новой техники). К новой техники, конечно, уже другие требования и все синтетика, минимум полусинтетика. Согласен с Вами для каждого региона свои требования. Польские производители. где климат как у нас рекомендуют 15W-40, в Азербайджане может вообще не нужно всесезонного, а ездить круглый год на летних сортах

      Удалить
  3. Анонимный22:49

    Судя по рассуждениям этого блогера, в Украине самый главный вопрос это национальный (в руководстве верховодит одна известная нация), а не воровство и коррупция:

    http://rosticus.livejournal.com/1802604.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Армия и гсм13:44

      Не важно кто ты еврей, русский, украинец.... главное чтобы приносил пользу своей стране. Не понятно только почему Путин и его друзья называют руководство Украины фашистами, по моему фашисты, нацисты уничтожали евреев, а не ставили на руководящие должности. А главная проблема Украины действительно коррупция, предательство...

      Удалить
    2. Анонимный21:01

      Тот самый блогер разразился теперь фразой " У них соляры в ржавые танки не на что заливать". Это по вашей части. )))

      http://rosticus.livejournal.com/1813892.html#cutid1

      Удалить
    3. Армия и гсм22:54

      Все-таки соляра немного есть и танки не все ржавые. А если блогер с Украины он должен писать не "у них", а "у нас".

      Удалить
    4. Анонимный8:26

      Понятно, что он утрирует, но определённая доля правды в его анализе есть (не в отношении топлива и танков, а в том что народ Украины пока не является субьектом политики) ...

      Удалить
    5. Армия и гсм10:24

      Когда и где народ являлся субьектом политики? Всегда находились пастухи, которые управляют и пользуются народом, во все времена. А в Украине очень много желающих только критиковать и ничего не делать.

      Удалить
    6. Анонимный10:30

      Соседнюю Польшу возьмите или балтийские страны, там вполне ничего народ влияет на парламенты и правительства.
      Для Украины вопрос в том, почему она так колоссально деградировала за 25 лет независимости, скатившись до уровня мафиозных госструктур. Конечно, скажем, соседняя Молдова тоже в таком состоянии, но у неё изначально не было того огромного потенциала, который был у Украины.

      Удалить
    7. Армия и гсм13:38

      Проблема Украины в том, что людям которые все эти руководили страной, эта страна была не нужна, больше интерисовал свой карман. Дошло до того, что руководство страной попало к человеку с криминальным прошлым (3 ходки на зону и не по политическим мотивам). Да и количество патриотов своей страны в Польше и странах Прибалтики гораздо больше чем в Украине. В Украине очень много людей желающих зла своей стране.

      Удалить
  4. Анонимный22:57

    В Украине в советское время производство тяжёлой техники (танков, грузовиков, автобусов - ХТЗ, КрАЗ, ЛАЗ) и легковых авто (ЗАЗ, ЛуАЗ) и, соответственно, моторостроение было сильно развито (не говоря уже о совсем специфических двигателях для ракетной техники и морских кораблей). А в последние годы это деградировало до уродливых автобусов Богдан с японским мотором Исузу и отстойного Деувского Ланоса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Армия и гсм13:50

      Да производство сильно упало, если ХТЗ и КрАЗ уву=то работают, то на месте ЛАЗ, автобусы которого колесили по всему СССР и другим странам, полностью уничтожен, на территории завода началось строительство жилых домов. А Ланос, конечно, не Мерседес, но все-таки лучше ВАЗ и китайских брендов, которые стоят примерно так же.

      Удалить
    2. Анонимный20:59

      Я смотрел сейчас по телеканалу "Авто" про "Запорожец" - ЗАЗ 965, он же "Горбатый". У него оказывается, был V-образный мотор, что очень нехарактерно для машин такого класса (Микро). Обычно, у машин такого класса бывают трёх-цилиндровые двигатели, но стандартные рядные.
      Есть ещё оппозитные движки, но, насколько я знаю, только у японской "Субару".

      Удалить

Введите свой email address:

Delivered by FeedBurner