Офицерское общежитие 23 мсд. Кировабад.ЗакВо

Офицерское общежитие
Офицерское общежитие
В нашем 38 военном городке в городе Кировабаде , располагались 2 офицерских общежития: офицерское общежитие десантной дивизии и офицерское общежитие 23 гв мсд. Наше офицерское общежитие 23 гв мсд представляло собой старое трехэтажное здание на окраине военного городка.



Помещения и комнаты в офицерском общежитии


Комнаты в офицерском общежитии были расчитаны на 3 человека. Были и спаренные комнаты, соответственно по 3 человека в каждой. В комнатах газовые печки в виде большой трубы, выложенной из кирпича и обтянутой жестью. Каждому жильцу полагалась кровать, стульчик, стол и шкаф на всех. В некоторых комнатах офицерского общежития были пристроены балконы, где можно было теплой южной ночью подышать свежим воздухом и насладиться видом пролетающих летучих мышей.



На первом этаже офицерского общежития размещались: комната дежурной, комната отдыха, где можно было даже посмотреть телевизор, небольшая кухонька, где при желании желающие готовили себе блюда азербайджанской кухни, туалет, умывальник и душ, где мы не только мылись но и стирали военную форму.

На 2 и 3 этажах офицерского общежития располагались комнаты для проживания офицеров и прапорщиков 23 мсд.




Офицерское общежитие и его жильцы


За те годы, которые я прожил в офицерском общежитии , я повстречал много интересных людей. Сначала со мной в комнате проживал военный партполитработник нашего танкового полка, в его обязанности входило заганять всех на политзанятия, проверять все ли работы Ленина законспектированы, или просто агитировать за советскую власть. Так как я не был большим сторонником советской власти, то не особо с ним общался. Так как мой сосед майор-политработник прослужил в армии уже достаточное количество лет, пришло время попрощаться с армии и убыть на заслуженный отдых.

 Перед убытием майор был со мной откровенен:
- Знаешь, лейтенант, признаюсь честно: прослужил я в армии 25 лет, в парт-полит аппарате, но так и не понял чем я там занимался.

Проживал со мной и прапорщик-азербайджанец, который всех баб называл ОН, а мужиков ОНА. Наши разговоры выглядели примерно так:

- Она мне приказала…
- Кто она?
- Командир полка

Или

- Он приходил…
- Кто он
- Уборщица

Я никак не мог понять почему он все время путает: он, она, и попросил товарища прапорщика помочь разобраться в этом вопросе. Товарищь прапорщик все четко объяснил:

- Понимаешь, у нас в азербайджанском языке нет он, она…. У нас только одно слово на все случаи жизни, которое означает он, она, оно.

Проживал в одно время в нашей комнате капитан, родом из Белоруссии, который очень любил белорусские песни под гитару. Вечером приняв немного нагрудь, нарушив горбачевский девиз «пьянству бой», брал в руки гитару и затягивал свою любимую песню:

- А я лягу, прилягу….

Только ложиться он явно не собирался и орал всю ночь, успокоить его в таком состоянии было невозможно. Другой жилец нашей комнаты, капитан-химик так же любил выпить, но только, как он говорил, у него такой метод лечения: водка и коньяк для защиты организма от инфекционных болезней, а пиво от аллергии.

Жили со мной и офицеры-артиллеристы, которые во время армяно-азербайджанского конфликта подрабатывали наемниками в формирующейся армии Азербайджана. В то время многие офицеры подрабатывали наемниками, особо ценились артиллеристы и танкисты. На выходные они приезжали в офицерское общежитие с кучей денег по тем временам, раскладывали на кровати и аккуратно связывали по пачкам.

Изобретатели офицерского общежития


В соседней комнате жил начальник службы горючего артиллерийского полка, молодой лейтенант с Молдавии. Как-то я зашел к нему и увидел интересную картину: над столом висел кусочек сахара, резинкой привязанный к абажуру.

Я был удивлен и спросил:
- А это что такое?
- А это мое изобретение. Смотри…

После этого лейтенант-молдаванин вытащил с тумбочки бутылку водки, налил себе в стакан, сел, выпил, потом , не вставая протянул руку вверх, ухватился за кусочек сахара, подтянул к носу, понюхал и резко отпустил, кусочек сахара на резинке резко подскочил вверх.

- Вот и закусил,- объяснил сосед

К сожалению, он не смог зарегистрировать свое изобретение, так необходимое при употреблении спиртных напитков. Наше офицерское общежитие осталось единственным местом, где использовалось это изобретение




33 комментария :

  1. Анонимный21:25

    Выходит, ваше общежитие находилось в пределах городской черты Гянджи ? Обычно, танкистов в пределах городов старались не держать из-за отсутствия нормальных условий для боевой учёбы - выезда техники, танкодрома и т.д.). В Баку, например, танковый полк 295-ой дивизии (штаб которой находился почти в центре города) располагался в 20 км от города, в посёлке Гюздек, где был свой отдельный гарнизон:

    http://kombat-bvoku.com/publ/zakvo/4_ja_obshhevojskovaja_armija_shtab_baku/12-1-0-87
    к
    "298-й танковый полк (Гюздек): 94 Т-72 (а также 1 Т-62 и 3 Т-54)".

    Можете ли вы выложить в своём блоге картинку (скриншот) из Гугль Карты, чтобы понять где располагался ваш 131-ый полк и общежитие ? Сейчас-то в Гяндже крупных войсковых частей МО Азербайджана не осталось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Армия и гсм22:33

      Выложил картинку внизу статьи. Мне кажется это то место. С автовокзала по дороге на Баку, по моему все-таки проспект Нариманова. Справа от проспекта распологались склады КЕЧ, потом 23 мсд, далее десантный полк, а там 38 военный городок. Центральное КПП дивизмм выходило на проспект, в глубь территории шли воинские части, включая танковый полк, далее шли парки боевых машин, склады и тыльные ворота уже выходили за пределы города.

      Удалить
    2. Анонимный16:28

      Спасибо, я теперь понял где это. Если переложить вашу карту по Гугль Карты на спутниковое изображение, то там чётко виден военный городок (видимо, его до сих пор используют по назначению) - разлинованный большой плац, казармы, ангары, склады:

      https://www.google.com/maps/@40.6761146,46.3852553,993m/data=!3m1!1e3

      Это место находится на восточной окраине Гянджи, но оттуда до центральной площади города рукой подать, где-то километра два. А автобусный вокзал вообще в 5-ти минутах. Так что в этом месте ваша боевая техника не создавала препятствий для городской жизни.

      Удалить
    3. Армия и гсм22:04

      Да, точно, так и есть, на окраине и до центра недалеко.

      Удалить
    4. Анонимный22:16

      Значит, вам, танкистам повезло в Гяндже, что жили в городе, хотя и не в столичном и где русский язык не был распространён. В Баку же, хотя танковый полк находился всего в 20 км. от города (посёлок Гюздек), но это был как край света.

      Там на спутниковой карте стадион ещё виден рядом с общежитием.

      Удалить
    5. Армия и гсм22:50

      Да нашему полку повезло, даже когда дивизию развернули по военному времени, все полки вывели на полигон "Сейфалы", потом на границу с Арменией, мы оставались в городе, подразделения, конечно, стояли на точках, но управление полка постоянно находился в Гяндже. А стадион видно, это десантного полка, а за забором десантного полка сразу наше офицерское общежитие, общежитие десантников располагалось в глубине городка, там же была и офицерская столовая.

      Удалить
    6. Анонимный12:22

      это в каком году в гюздеке были т-64? в 1981 году были только т-55.

      Удалить
  2. Анонимный21:31

    А как вы купались в общежитии ? Ведь в Гяндже тогда были большие проблемы с водоснабжением.
    Cейчас эта проблема частично решена:

    http://www.regionplus.az/posts/view/44346?lang=en

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Армия и гсм23:12

      Проблемы были с питьевой водой, а технической воды в принцыпе хватало.

      Удалить
  3. Анонимный21:36

    Если не ошибаюсь, 104-ая дивизия ВДВ находившаяся тогда в Гяндже не подчинялась ЗакВО, а напрямую главкомату ВДВ в Москве. Одно время в Кировабаде находилось также подразделение ГРУ (то ли батальон, то ли бригада), во всяком случае об этом упоминается в известной книжке Суворова "Аквариум". В начале 1990-х бригада спецназа ГРУ располагалась недалеко от Баку, в посёлке Перикишкуль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Армия и гсм23:17

      Не знаю точно кому подчинялась десантная дивизия, скорее всего так как Вы говорите. Про подразделения ГРУ вообще ничего не знаю, ГРУ очень таинственная организация.

      Удалить
  4. Анонимный19:15

    Судя по вашим описаниям будней (точнее, выходных) офицерской жизни, ваша "коньячная" дивизия и особенно полк была раем для алкашей. ))) Но они, хотя бы летом, в жару не пили ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Армия и гсм22:47

      Тогда весь Кавказ раем для любителей выпить. По всему Союзу полным ходом шла борьба с пьянством, а в Закавказье водка, коньяк в свободной продаже, да еще нелегальные поставки с коньячных заводов.

      Удалить
  5. Анонимный23:07

    Да, на Кавказе, особенно в мусульманских регионах мало пьют, разве что, как вы писали, с хашем (сваренной бараньей головой ))) Но в те времена, под горабчевскую компанию активно вырубали виноградники, которым были десятки лет ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Армия и гсм23:19

      Да, на Кавказе пьют мало, а если и пьют то хорошо закусывают. За время службы в Закавказье ниодного шатающегося азербайджанца не видел, и это большой плюс. Что не могу сказать, например, про Дальний Восток, где я был на стажировке. Там брали в магазине тройной одеколон и выпивали сразу только переступив порог магазина.

      Удалить
    2. Анонимный12:28

      да в Закавказье тогда была культура питья. в Армении в 80-х по слухам даже вытрезвителя не было. в баку свободно продавались спиртные напитки но все приезжие пили портвейн Агдам. из чего его делали не представляю.

      Удалить
    3. Армия и гсм11:42

      Агдам 777 (три семерки) - хорошее было вино. Один раз, чтобы освободить место в бутылке под Агдам, нам пришлось вылить из нее коньяк

      Удалить
  6. Анонимный22:29

    Здесь хороший юморной рассказ про то военных и пиво в Грузии:

    http://kombat-bvoku.com/index/rasskazy_a_selivanova/0-203

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный17:47

    Ещё один хохмовый рассказ из того же сайта про спиртное в армии:

    http://kombat-bvoku.com/index/vospominanija_o_sluzhbe/0-355

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный21:32

    У этого выпускника Бакинского высшего общевойскового командного училища прямо-таки писательский дар ! )))
    Здесь его рассказ как он служил на первом месте службы в западной Украине и там же женился на украинке:

    http://kombat-bvoku.com/index/slavuta/0-319

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Армия и гсм21:45

      Славута не совсем западная Украина. Западными областями считают те области, которые присоединили к СССР в 1939 году по пакту Рибентропа-Молотова. Российскую и Австрмйскую империю, а после первой мировой Польшу и СССР делила река Збруч, по которой проходила граница. Славута уже за Збручом, но не далеко. Когда-то в Славуте стояла дивизия, которую сократили до бригады, а потом совсем под нож.

      Удалить
    2. Анонимный22:40

      Но судя по описаниям автора, в тех местах исторически западное влияние было сильным и местное население к СА относилось прохладно.

      "Славута была бойким местом. Издавна имела Магдебургское право".

      Удалить
    3. Армия и гсм23:02

      Да, действительно, Славута имела Магдебургское право. Но все-таки в Славуте влияние Москвы было больше чем в городах по ту сторону Збруча. Даже разница в религии, на восток от Збруча - православные, на запад - греко-католики, и западное влияние гораздо сильнее.

      Удалить
    4. Анонимный23:15

      Греко-католики - это вообще уникальный синтез христианства. )))
      Здесь фотографии интересной архитектуры Львова (если не обращать внимание на сопровождающий текст):

      http://rosticus.livejournal.com/172158.html

      Удалить
    5. Армия и гсм13:38

      Львов еще в 14 веке был захвачен поляками, и до 1939 года поляки играли в городе главенствующую роль. Даже когда Львов находился в Австро-Венгерской империи, все руководящие должности в городе занимали поляки. До 2 мировой войны население Львова было поделено примерно на 3 равные части: украинцы, поляки, евреи. И вполне естественно, что архитектура старого города в европейском стиле. А с приходом советской власти строились новые районы в советском стиле, резко отличающемся от европейского. Но миллионы туристов привлекает именно старый город, а не "хрущевки". А греко-католики своего рода компромис между поляками и украинцами, подчинение католической церкви, но с православными обрядами. Это хоть как-то защитило украинцев от насильного полного перехода в католики.

      Удалить
  9. Анонимный21:00

    В том рассказе про Славуту автор ещё пишет про ЗакВо как не лучшее место службы с точки зрения комфорта: "Посещающие меня мысли о будущем месте службы, выглядели так: упаси Господи от Закво и его «филиалов» ТуркВО, СаВО, ЗабВО, направь в ГСВГ".

    А вы попали как-раз таки в ЗакВО ! Правда, если бы не начало развала СССР, то Кировабад можно было бы считать курортным местом для службы - крупный город со своей историей, мягкий климат, интересная природа вокруг, изобилие фруктов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Армия и гсм21:59

      Я думаю, что ЗакВО был не плохой вариант, когда были спокойные времена - курорт. Были проблемы с климатом, славяне частко болели гепатитом, знаю некоторые даже 3 раза, не было имунитета организма. Проблемы начинались после зимы: плохая вода, жара....

      Удалить
  10. Анонимный20:58

    А вы, если были свободны в выходные, то как обычно проводили время в Гяндже ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Армия и гсм21:51

      В основном мы гуляли по городу, по магазинам, в кино, был хороший кинотеатр "Баку", смотрели видео в видеосалоне Дома офицеров, на базар, изучали азербайджанские блюда: пити, люля-кебаб, шашлык с осетрины, далма, хингали....

      Удалить
    2. Анонимный22:48

      Но, наверное, после января 1990 г. военным было сложно свободно гулять по Гяндже из-за введённого чрезвычайного положения в Баку и изменившегося отношения местного населения к военнослужащим СА ?

      Удалить
    3. Армия и гсм13:38

      Чрезвычайное положение, комендантский час были в Баку, в Гяндже не было, после январских событий 1990 нашу дивизию развернули по военному времени, месяца два сидели на казарменном положении, потом более-менее наладилось. В дальнейшем, когда Национальный фронт, был еще слабым, наша дивизия стояла на границе с Арменией, как сдерживающий фактор. В то время отношение местного населения было хорошим. С набиранием силы Народного фронта участились случаи нападений с целью захвата оружия и техники. Но просто гуляющих по городу офицеров никто не трогал. Да и в большенстве своем население Гянджи было мирным, больше любили торговать чем воевать.

      Удалить
  11. Анонимный15:06

    подразделения ГРУ стояло в Степанакерте на территории 366 мсп в этом полку я прослужил 6 лет а потом в обл военкомате всего 12.5 лет Согласен коньяк рекой шел но меня бог миловал. зато мать за 40л коньяка карабахского построила сарай с нуля дом перекрыла и капли за это не заплатила. для меня стоимость была 2рэ ЛИТР и не хухри мухры а настоящий коньяк тяжело было но приятные воспоминания

    ОтветитьУдалить
  12. Армия и гсм21:36

    А карабахский коньяк я не встречал, помню цену 4 рубля за литр

    ОтветитьУдалить

Введите свой email address:

Delivered by FeedBurner