Классификация и свойства трансмиссионных масел.

Свойства и классификация трансмиссионных масел
Свойства и классификация трансмиссионных масел

Назначение и свойства трансмиссионных масел

    Трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, тепловозов, дорожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования.


Трансмиссионные масла представляют собой базовые масла, легированные различными функциональными присадками.

    В качестве базовых компонентов для трансмиссионных масел используют минеральные, частично или полностью синтетические масла.

Общие требования к свойствам трансмиссионным маслам

    В агрегатах трансмиссий трансмисионное масло является неотъемлемым элементом конструкции. Способность масла выполнять и длительно сохранять функции конструкционного материала определяется его эксплуатационными свойствами. Общие требования к трансмиссионным маслам определяются конструкционными особенностями, назначением и условиями эксплуатации агрегата трансмиссии.

    Трансмиссионные масла работают в режимах высоких скоростей скольжения, давлений и широком диапазоне температур. Их пусковые свойства и длительная работоспособность должны обеспечиваться в интервале температур от -60 до +150 °С. Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляют довольно жесткие требования.

    Основные свойства трансмиссионных масел:

    - предохранение поверхностей трения от износа, заедания, питгинга и других повреждений;
    - снижение до минимума потерь энергии на трение;
    - отвод тепла от поверхностей трения;
    - снижение шума и вибрации зубчатых колес, уменьшение ударных нагрузок.

    Масла не должны быть токсичными.

    Свойства трансмиссионных масел для обеспечения надежной и длительной работы агрегатов трансмиссий :

    - иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопиттинговые свойства трансмиссионных масел;
    - обладать высокой антиокислительной стабильностью;
    - иметь хорошие вязкостно-температурные свойства;
    - не оказывать коррозионного воздействия на детали трансмиссии;
    - иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой;
    - обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями;
    - иметь хорошие антипенные свойства;
    - обладать высокой физическую стабильностью в условиях длительного хранения.

    Все эти свойства трансмиссионных масел могут быть обеспечены путем введения в состав базового масла соответствующих функциональных присадок: депрессорной, противозадирной, противоизносной, антиокислительной, антикоррозионной, противоржавейной, антипенной и др.

Важнейшие свойства трансмиссионных масел

    Смазывающая способность. Главной функцией трансмиссионного масла является снижение износа и предотвращение задира. Это свойство трансмиссионных масел называют смазывающей способностью масла. Смазывающая способность масла возрастает по мере увеличения вязкости .

    В режиме гидродинамического трения смазывающая способность обеспечивается вязкостью базового масла (т.е. толщиной масляной пленки). Однако гидродинамический режим трения может возникнуть только на периферии контакта зубчатых передач. Непосредственно в зоне контакта наблюдаются режимы смешанного и граничного трения.

    В режиме граничного трения, возникающего в трансмиссии под воздействием высоких температур и нагрузок, защита от износа и задира обеспечивается при помощи противозадирных и противоизносных присадок, в качестве которых обычно используют серу-фосфор-борсодержашие вещества.

    В режиме граничного трения пленка смазочного материала становится очень тонкой, при этом в точках микроконтактов зубчатых колес возникают очень высокие температуры, которые в десятитысячные доли секунды достигают и превосходят температуру плавления металла. При этом активные элементы противозадирных и противоизносных присадок вступают в химическое взаимодействие с металлом, образуя модифицированные слои (так называемые "эвтектические смеси") с более низким напряжением сдвига, чем у металлов. Эти модифицированные слои представляют собой сульфиды, оксиды, фосфаты или фосфиды железа (в зависимости от присадки, входящей в состав масла). Модифицированная пленка образуется мгновенно и предотвращает задир зубчатых колес. Далее, под воздействием сил, возникающих в агрегате трансмиссии, эта пленка может быть подвергнута частичному сдвигу7. При этом в точке контакта зубьев колес снова происходит быстрое повышение температуры, которое вызывает повторение реакции и повторное образование пленки. И так далее.

    Так, вкратце, выглядит механизм действия противозадирных и противоизносных присадок, входящих в состав трансмиссионных  масел.



Свойства и классификация трансмиссионных масел




Комментариев нет :

Отправить комментарий

Введите свой email address:

Delivered by FeedBurner